НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ Неплюев
ДВОРЯНИН, ОСНОВАТЕЛЬ ПРАВОСЛАВНОГО БРАТСТВА, ДУХОВНЫЙ ПИСАТЕЛЬ
Н. Н. НЕПЛЮЕВ:
ОПЫТ И НАСЛЕДИЕ
БИОГРАФИЯ
Николай Николаевич Неплюев родился 11 (24 по новому стилю) сентября 1851 года, в Российской империи в местечке Ямполь (сейчас это районный центр в Сумской области на Украине). Он вырос в богатой аристократической семье, принадлежащей древнему дворянскому роду. С детства Неплюев был человеком глубоко верующим, и именно детские духовные переживания сыграли впоследствии решающую роль в его жизни, когда, поняв своё призвание, он дал крестьянским детям христианское воспитание и земледельческое образование, а затем основал Крестовоздвиженское трудовое братство.
РОД НЕПЛЮЕВЫХ
Проследить историческую линию рода Неплюевых можно с акцентом на духовных поисках и выборах его представителей, среди которых были дворяне, полководцы, сенаторы, а также митрополит Московский и Всея Руси - те, кто были в близком общении и с народом, и царями и императрицами.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Основная идея Н. Неплюева, которой он посвятил всю свою жизнь, заключалась в необходимости покаяния и стремлении к единению между христианами, которое осуществляется в христианской общине. Такие общины могут объединиться в трудовое братство, в которых верующие могли бы устроить свою жизнь по вере, жить вместе с братьями во Христе и зарабатывать средства к жизни путём совместной деятельности.
ЦИТАТЫ
* * *

«Ко всякому труду надо относиться честно, стараясь исполнить его возможно лучше и скорее. <…> Дурная работа — воровство времени, имеющего большую ценность, и злоупотребление доверием тех, кто заинтересован в успехе вашей работы».
Н. Н. Неплюев. Трудовое братство и школы

* * *

«Зная, к каким страшным последствиям приводит перенесение центра тяжести с любви на букву её проявлений, будем ревниво оберегать себя от измены животворящему духу любви, никогда ни из-за какой буквы не извиняя отречение от него».
Н. Н. Неплюев. Беседы о Трудовом Братстве

* * *

«Не ограждать от зла, не обособлять от злых себя, детей и ближних доброй воли для ревнителей добра – глупость или безумие».
Н. Н. Неплюев. Отчёты блюстителя о жизни Трудового Братства

* * *

«Нужно не усыплять совесть говорильней».
Н. Н. Неплюев

* * *

«Любите прошлое в предках, добрых заветах и национальных традициях. Любите настоящее в современниках, с ними объединяйтесь, дружно собирайте добро. Любите будущее, подготовляйте любовно и разумно лучшее для грядущих поколений».
Н. Н. Неплюев

* * *

«Главная цель Братства – организация жизни, труда и отношений на началах братолюбия».
Н. Н. Неплюев

* * *

«С христианской точки зрения, истинно братское общение только там, где люди соединены живой верой в общего Отца Небесного, единого, неизменного Бога-Любовь, где они объединены ничем иным, как живой любовью к Творцу и всему Его творению, нежной братской любовью друг к другу, любовью, настолько живой и нежной, что тесное единение умов, сердец, труда и всей жизни составляет насущную потребность их братолюбия».
Н. Н. Неплюев

* * *

«Живя в тесном братском общении, мы не можем избегнуть того, чтобы не отразились, как в зеркале, истинное настроение наше и истинный характер наших отношений ко всем окружающим. Без любви постоянное братское общение неизбежно станет для нас невыносимой тяжестью».
Н. Н. Неплюев

* * *

«Живя любовью, мы приобретем навыки любви. Возрастая от братолюбия в любовь, мы дорастем до благоговейного отношения ко всему миру; достигнем святости божеского отношения к жизни и людям, могучей поэзии вдохновения любви».
Н. Н. Неплюев

* * *

«Братство между людьми только и может быть делом Божьим или совсем не быть. Оно соответствует правде Божьей и находится в прямом противоречии с греховностью человеческой».
Н. Н. Неплюев

* * *

«В действительности в этом признании дела братства за дело Божье, а не наше человеческое, и заключается всё братское самосознание. Всё остальное логично вытекает из этой основы. Из этого вытекает сознание нравственной необходимости быть верным до конца, не испугаться не только никакой трудности, но и никакой Голгофы, какая встретится на нашем пути…».
Н. Н. Неплюев

* * *

«Теперь, когда мы глубоко развращены веками установившейся рутины жизни, где труд и все отношения были основаны на страхе и корысти, а не на подвиге любви, нам особенно необходима колыбель, лечебница и мирный оазис Трудового братства с его правдой любви и ежеминутной практикой подвига любви. Только в его здоровой и оздоровляющей атмосфере мы почерпнем нравственное здоровье доброй привычки устойчивого братолюбия».
Н. Н. Неплюев

* * *

«Зреет закваска царства Божия, вырастает дерево христианства. И Трудовое братство наше — новая разновидность плода, которое во все времена приносило святое дерево, прежде в форме братских общин первых веков христианства, потом в форме аскетических трудовых братств — общежительных монастырей. Приспело время, когда это нормальное явление жизни церкви опять, как в первые века христианства, должно из исключительного явления аскетического, иноческого подвига стать явлением общецерковным, когда всякое промедление в этом деле может иметь самые пагубные последствия».
Н. Н. Неплюев

* * *

«Поучительно, что я, будучи человеком образованным, сознательно уверовав и полюбив Бога и правду Его всем разумением моим, но, не имея еще опыта, лично пережитого, способен был, в теории признавая правду откровения о первородном грехе…, на практике ещё долго ходил в этом вопросе… с симпатичными для меня рутинными теориями гуманистов, полагающих любовь к человечеству не в исправлении его, а в оправдании его и зла в нем. Это и привело меня к ряду ошибок… И то, что я в недостаточной степени понял громадное значение обособления от зла и злых (т.к. по грехолюбию зло более добра заманчиво для человека)… И то, насколько я преувеличивал доброкачественность и прочность любви ко мне, воображая, что и меня любят при свете любви к Богу, в то время как меня… гораздо легче было полюбить эгоистической, а следовательно, и непрочной и призрачной любовью… И то, что я слишком много объяснял там, где надо было требовать, и слишком много извинял там, где можно было только прощать (а по милосердию ко многим удалять вредную закваску)… И то, как я мало понимал громадную опасность, под предлогом уважения к свободе ближних, допущения свободы зла в деле добра, непротивления злу…».
Н. Н. Неплюев. Путь веры

* * *

«Нам не надо бояться высказывать истину, как бы она ни была неприятна, лишь бы высказывая горькую истину, мы сохраняли чувство жалости и не теряли уважения к человеческому достоинству того, кому мы эту истину высказываем».
Н. Н. Неплюев. Отчёты блюстителя о жизни Трудового Братства

* * *

«Необходимо совершенно иное отношение к Богу и правде Его в деле преподавания закона Божия и богословских наук, в деле научения любить Бога «всем разумением», в деле понимания христианской нравственности, в деле духовного воспитания детей и юношей, в деле организации жизни и труда на лоне православных приходов на обязательной для честных христиан основе «веры, действующей любовью», на обязательной для честных христиан основе мира, любви и братского единства. В этом отношении необходимо поставить крест над прошлым, стать твердо на путь «веры, а не видения», на путь честного созидания правды Божией в жизни, веруя в силу благодати, а не руководствуясь земными «видениями» и «лукавыми мудрованиями» политических соображений. Только тогда мы станем достоянием Божиим, дадим Ему возможность, без насилия над нами, дать нам дары благодати Своей, «горе возвысить умы и сердца наши», наложить печать дара Духа Святого на умы, сердца и жизнь нашу. Если мы этого не сделаем, мы не сдвинемся с места, останемся по-прежнему безблагодатными, не оздоровится душа народная, не оздоровится и жизнь наша, сколько соборов мы бы ни собирали, сколько бы реформ не вводили в управление и букву уклада жизни Церкви поместной, сколько бы даже ни согласовали эту жизнь с буквой канонов и практики Церкви первенствующей!»
Н. Н. Неплюев. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора

* * *

«Поклонники рутины не только не могут созидать жизнь на христианских началах, но являются самыми опасными врагами христианства, клевеща на него всем складом ума, всем характером симпатий, всем строем жизни своей. Они же являются и главным тормозом на пути христианского прогресса, полагая все правое в охранении рутины, признавая всякое новое проявление живой силы Духа Святого за ненужное, вредное для правоверия, новшество».
Н. Н. Неплюев

* * *

«Нужно… сознавать святость и величие [нашего дела], твёрдо решиться духовно возвыситься до него, ревниво оберегать его от умаления… В этом деле надо ходить верою, а не видением. … Это крестовый поход для завоевания умов, сердец и жизни для Бога Живого, в достояние Его».
Н. Н. Неплюев. Всероссийское братство

* * *

«Есть и между верующими, и между неверующими люди рутины, люди малой энергии, люди не творящие разумно жизнь, а пассивно отдающиеся общему течению, «заеденные» той средой, в которой они вращаются...»... [Они] способны творить зло «просто отступая перед трудностями тех реформ, которых потребовало бы более разумное и честное отношение к жизни, как в области своего внутреннего «я», так и в области семейных, социальных и политических отношений».
Н. Н. Неплюев