Учебный год в основанных Н. Н. Неплюевым школах продолжался с 1 октября по 1 апреля, а с 1 апреля по 1 октября было рабочее время. Летом каникулы не предусматривались, существовали зимние каникулы в период с 15 декабря по 15 января. В школу, получившую название Воздвиженская, принимались юноши в возрасте от 12 до 17 лет, а девушки — в Преображенскую школу — от 13 до 19 лет. Курс обучения составлял для них 5 лет и 4 года соответственно, общее количество учеников составляло около 80 человек, дети учились в школе бесплатно.
Цель школы, зафиксированная в уставе, заключалась в научении детей сельскохозяйственным наукам. Однако была и другая, высшая и главная цель, ради которой и была основана школа, — воспитать умы и сердца учащихся в любви к Богу и ближним, развить и укрепить те духовные начала, которыми Господь одарил каждого человека. Еще в стенах школы воспитанники должны были твердо встать на путь веры, любви и труда, т. е. научиться воплощать в своей жизни принципы Крестовоздвиженского братства, основанного Н. Н. Неплюевым. Достичь этой цели невозможно без целостной воспитательной системы, Неплюеву удалось создать такую систему*.
Детей принимали по конкурсному испытанию, которое проводилось для девочек 31 июля, для мальчиков — 1 августа. Желающих поступить было шесть человек на место, от них требовались знания в объеме курса сельской школы: грамотное письмо, толковое чтение и решение простых арифметических задач. Учащиеся изучали теорию сельского хозяйства, приобретали практические навыки на полевых работах в братстве, получали знания по Новому завету, изучали катехизис, православное богослужение, русский язык, географию, математику, физику, химию, биологию, русскую историю.
В школах существовал так называемый «облегченный курс»: детей, неспособных пройти полный курс обучения, переводили в «практиканты». Учебную программу для них разработал сам Н. Н. Неплюев вместе с преподавателями. Утром, когда в школе были занятия, девушки трудились на кухне, а юноши назначались на различные работы. После уроков с «практикантами» по облегченной программе занимались специально назначенные учителя. Они помогали своим воспитанникам усвоить элементарные знания, без сдачи в конце года экзаменов. «Практиканты» выпускались из школы через 3 года.
День в школе начинался и заканчивался молитвой. Зимой ученики вставали в 6 утра. С 8:00 до 12:00 были классные занятия, а с 12:30 до 16:00 — занятия в мастерских и дежурства. Летом вставали в 4 утра, работа начиналась в 4:30, в 7 утра был завтрак. Затем с 8:00 до 12:00 снова работы. Обед и отдых с 12 до 15 часов. Затем с 15:00 до 19:00 снова работы с 30-минутным перерывом на полдник.
Цель школы, зафиксированная в уставе, заключалась в научении детей сельскохозяйственным наукам. Однако была и другая, высшая и главная цель, ради которой и была основана школа, — воспитать умы и сердца учащихся в любви к Богу и ближним, развить и укрепить те духовные начала, которыми Господь одарил каждого человека. Еще в стенах школы воспитанники должны были твердо встать на путь веры, любви и труда, т. е. научиться воплощать в своей жизни принципы Крестовоздвиженского братства, основанного Н. Н. Неплюевым. Достичь этой цели невозможно без целостной воспитательной системы, Неплюеву удалось создать такую систему*.
Детей принимали по конкурсному испытанию, которое проводилось для девочек 31 июля, для мальчиков — 1 августа. Желающих поступить было шесть человек на место, от них требовались знания в объеме курса сельской школы: грамотное письмо, толковое чтение и решение простых арифметических задач. Учащиеся изучали теорию сельского хозяйства, приобретали практические навыки на полевых работах в братстве, получали знания по Новому завету, изучали катехизис, православное богослужение, русский язык, географию, математику, физику, химию, биологию, русскую историю.
В школах существовал так называемый «облегченный курс»: детей, неспособных пройти полный курс обучения, переводили в «практиканты». Учебную программу для них разработал сам Н. Н. Неплюев вместе с преподавателями. Утром, когда в школе были занятия, девушки трудились на кухне, а юноши назначались на различные работы. После уроков с «практикантами» по облегченной программе занимались специально назначенные учителя. Они помогали своим воспитанникам усвоить элементарные знания, без сдачи в конце года экзаменов. «Практиканты» выпускались из школы через 3 года.
День в школе начинался и заканчивался молитвой. Зимой ученики вставали в 6 утра. С 8:00 до 12:00 были классные занятия, а с 12:30 до 16:00 — занятия в мастерских и дежурства. Летом вставали в 4 утра, работа начиналась в 4:30, в 7 утра был завтрак. Затем с 8:00 до 12:00 снова работы. Обед и отдых с 12 до 15 часов. Затем с 15:00 до 19:00 снова работы с 30-минутным перерывом на полдник.
Особыми днями в школе были суббота и воскресенье. В субботу учебные занятия сокращались. Основное внимание уделялось подведению итогов жизни школы за прошедшую неделю. После обеда собирался Педагогический совет, а после этого проводился субботний круг с участием всех воспитанников и педагогов. На круге прочитывался школьный дневник, выслушивался отчет старшин, обсуждались факты жизни школы за неделю, обсуждались заявления желающих. Также разбиралось отношение к работам, к учебе и т. д. Обычно на субботнем круге Н. Неплюев говорил о том, что обсуждалось на Педагогическом совете, делая те или иные замечания воспитанникам. В чрезвычайных случаях Педагогический совет делал выговор отдельным воспитанникам, после двух-трех выговоров ставился вопрос об исключении из школы.
Субботний круг чередовался (через неделю) с товарищеским совещанием. Товарищеское совещание отличалось тем, что на нем не было Попечителя (Н. Неплюева) и преподавателей, вопросы обсуждались самостоятельно под председательством старшины школы. Таким образом, субботний и товарищеский круги приучали детей анализировать свою жизнь как самостоятельно, так и под руководством старших.
Субботний круг чередовался (через неделю) с товарищеским совещанием. Товарищеское совещание отличалось тем, что на нем не было Попечителя (Н. Неплюева) и преподавателей, вопросы обсуждались самостоятельно под председательством старшины школы. Таким образом, субботний и товарищеский круги приучали детей анализировать свою жизнь как самостоятельно, так и под руководством старших.
В воскресные и праздничные дни воспитанники ходили в храм, а после обеда собирались на чтение и беседы, или уходили на прогулку в ближайшие леса. Также были игры на школьном дворе — кегельбан, ходули и др. День начинался предмолитвенной беседой под руководством Н. Н. Неплюева, на которую собирались и воспитанники, и члены Братства. Затем была общая молитва — или молитвенное собрание в школе, или литургия в храме. После обеда все снова собирались на общие беседы, литературные или музыкальные вечера.
Неизменной частью воскресного дня было чтение рефератов. На заданную тему воспитанники говорили без подготовки, стараясь выполнить три главных условия: правильность и точность в выражениях, краткость и полнота. Целью рефератов было научение детей свободно выражать свои мысли, не стесняясь количеством слушателей, что Неплюев считал полезным для христианина, который должен всегда быть готов «дать отчет в своем уповании» (см. 1 Пет. 3:15). Реферат воспитанника комментировал кто-либо из членов Братства, дополняя пропущенное и раскрывая ошибки. Кроме воспитанников, готовили рефераты и члены братства: Попечитель, преподаватели, братский священник и другие. Эти рефераты носили научный характер и раскрывали ту или иную тему из истории церкви, истории русской литературы и другие. Детей воспитывали таким образом, чтобы они могли включиться в общее служение Крестовоздвиженского братства. Помимо воспитания детей, братство занималось устроением хозяйства, содержало храм, созидало братскую жизнь в ежедневном братском труде и общении.
* Подробнее в источнике, ссылка: Н. Д. Игнатович. Христианское воспитание в школах Н. Н. Неплюева в конце XIX — начале XX века.
Поддержите изучение опыта и наследия Н. Н. Неплюева:
Неизменной частью воскресного дня было чтение рефератов. На заданную тему воспитанники говорили без подготовки, стараясь выполнить три главных условия: правильность и точность в выражениях, краткость и полнота. Целью рефератов было научение детей свободно выражать свои мысли, не стесняясь количеством слушателей, что Неплюев считал полезным для христианина, который должен всегда быть готов «дать отчет в своем уповании» (см. 1 Пет. 3:15). Реферат воспитанника комментировал кто-либо из членов Братства, дополняя пропущенное и раскрывая ошибки. Кроме воспитанников, готовили рефераты и члены братства: Попечитель, преподаватели, братский священник и другие. Эти рефераты носили научный характер и раскрывали ту или иную тему из истории церкви, истории русской литературы и другие. Детей воспитывали таким образом, чтобы они могли включиться в общее служение Крестовоздвиженского братства. Помимо воспитания детей, братство занималось устроением хозяйства, содержало храм, созидало братскую жизнь в ежедневном братском труде и общении.
* Подробнее в источнике, ссылка: Н. Д. Игнатович. Христианское воспитание в школах Н. Н. Неплюева в конце XIX — начале XX века.
Поддержите изучение опыта и наследия Н. Н. Неплюева: