«...Праздник в этом году мы проводили несколько иначе, чем в прошлые годы; раньше на Рождество, на Новый год и на Крещенье остающиеся в школе обыкновенно ездили в какое-нибудь ближнее село в церковь. Теперь же у нас есть своя церковь, и мы собирались в ней.
Вечером под Рождество мы собрались по обыкновению продолжать чтение, но только начали читать, как приехали из Янполя мать и сестра Николая Николаевича. Вскоре из Глинского монастыря приехал священник, за которым посылали нарочного. Мы уже собирались уходить в школу, но Николай Николаевич собрал нас в свою молельню и сказал несколько слов относительно того, как мы должны встречать праздник Рождества Христова, он говорил, чтобы мы были бодры и веселы, чтобы оставили всякие мелочи, если они тяготят нас, и все бы вместе порадовались, потому что Господь, любя нас, пришёл на землю ради нашего спасения. Он говорил, что Рождество Христа для нас имеет особенно важное и великое значение, как вообще для христиан, как для членов Братства Христова и учеников христианской школы, что если бы Иисус Христос не пришёл бы к нам на землю — у нас не было бы ни Братства, ни такой школы и сами бы мы очень мало понимали правду Божию…
Он говорил это в кратких словах, обещая завтра в церкви сказать подробнее.
Было уже довольно темно, когда в церкви началась всенощная; церковь наша вся была залита светом и заполнена народом — кроме обеих школ, нашей и женской и Братства, — в ней были многие из хуторян. Всенощная продолжалась довольно долго, так что из церкви мы вернулись часов в 8; на дворе стояла лунная морозная ночь. Школа приняла праздничный вид — коридор был ярко освещён, во всех классных комнатах также горели лампы, и свету было много. В столовой ещё заранее убрали длинный стол, составленный из нескольких, рядом поставленных столов, накрыли его чистой скатертью и поставили красивые хрустальные канделябры с зажжёнными свечами; этот стол потом стоял в продолжение всех святок. Вскоре мы собрались на ужин, с нами ужинал Николай Николаевич, братская семья и приехавший священник. Между прочим, скажу, что у нас соблюдается обычай приготовлять в этот вечер «кутью» и «взвар». Было уже поздно, когда наш ужин окончился, мы сейчас же собрались на молитву и через некоторое время легли спать. Прежде ужин обыкновенно бывал в доме Николая Николаевича, где после ужина играли в разные игры, а затем Николай Николаевич объяснял значение наступающего праздника и были молитвы.
Утром на Рождество встали мы довольно рано; начинало уже светать, по небу потянулись бледные полоски; было тихо, тепло; вообще день начинался очень хороший, особенно после предшествующих морозов. На утренние молитвы мы собрались ещё при лампе; прочитали молитвы и в конце пропели тропарь праздника, — потом, поздравив друг друга, разошлись. Вскоре к нам пришёл Николай Николаевич, и мы его поздравили; все были веселы, многие разговаривали между собою; хоры нашей и женской школы готовились к обедне. Часам к 9-ти с колокольни раздался благовест, и мы пошли в церковь. Церковь в этот день была совсем заполнена, все были в праздничных одеждах; обедня была очень торжественная — перед иконами везде горели свечи, и церковь была ярко освещена, всё облачение было белое, что придавало общей картине ещё более торжественный вид; хор наш пел. В конце обедни Николай Николаевич, как вчера и обещал, вышел говорить проповедь. Он был одет также в белый с золотым галуном стихарь. Говорил он очень подробно о значении пришествия на землю Христа Спасителя, говорил горячо и убедительно. Из церкви все мы прямо ушли к Николаю Николаевичу на дом. Всех было очень много, так что небольшая гостиная была совершенно заполнена присутствующими. Священник отслужил благодарственный молебен, мы приложились ко кресту и ещё раз поздравили друг друга с праздником.
Обедали тут же все мы в доме у Николая Николаевича. Через всю его столовую (а она довольно большая комната) поставили два длинных стола, за которыми все и поместились; за обедом шёл оживлённый разговор. После обеда некоторые, остававшиеся только до Рождества в школе, ушли к родным. Остальные же до 4-х часов ничем в особенности не занимались: одни бегали по пруду, другие гуляли возле школы, а некоторые рассматривали с Николаем Николаевичем и священником, остававшимся у нас до вечера, виды Египта и Палестины, Николай Николаевич рассказывал свои впечатления во время путешествия. Вечером же собрались на общее чтение и разделились на две части: более старшие вместе с Николаем Николаевичем прочитали несколько глав из его сочинения «Христианское мировоззрение», которое к этому времени было ещё неоконченным. Маленькие же с одним из учителей здесь же в доме Николая Николаевича в отдельной комнате читали одну из сказок Кота-Мурлыки «Базиль Гранжо»…
После чтения устроили игры; многие просили Николая Николаевича сыграть «камаринскую», обещая поплясать, но когда он заиграл, плясать вышло только двое, да и те, видя, что больше никто к ним не пристаёт, — скрылись в общей толпе; вообще, охотно мы пляшем только когда нет посторонних зрителей, а тут были родные Николая Николаевича, священник и воспитанницы женской школы; видя это, Николай Николаевич сыграл несколько серьёзных пьес, а сестра его, Ольга Николаевна, спела два стихотворения Хомякова, положенные Николаем Николаевичем на музыку. Музыка и пение произвели на всех самое отрадное впечатление… В конце вечера прочитали молитвы и разошлись. Второй и третий день Рождества мы провели как обыкновенное воскресенье; утром собирались к Николаю Николаевичу на беседы, во время которых он объяснял Второе послание апостола Петра, потом были молитвы, а вечером чтение и игры.
Остальное время до самого Нового года провели так же, как и до Рождества: до обеда занимались своими делами, а после обеда устраивали общее чтение и вечера проводили вместе».
Публикуется по: Христианская педагогика: вопреки невозможному. Воздвиженские школы Н.Н. Неплюева. М.: Свято-Филаретовский институт, 2023. С. 222-226. Ссылка на издание
Вечером под Рождество мы собрались по обыкновению продолжать чтение, но только начали читать, как приехали из Янполя мать и сестра Николая Николаевича. Вскоре из Глинского монастыря приехал священник, за которым посылали нарочного. Мы уже собирались уходить в школу, но Николай Николаевич собрал нас в свою молельню и сказал несколько слов относительно того, как мы должны встречать праздник Рождества Христова, он говорил, чтобы мы были бодры и веселы, чтобы оставили всякие мелочи, если они тяготят нас, и все бы вместе порадовались, потому что Господь, любя нас, пришёл на землю ради нашего спасения. Он говорил, что Рождество Христа для нас имеет особенно важное и великое значение, как вообще для христиан, как для членов Братства Христова и учеников христианской школы, что если бы Иисус Христос не пришёл бы к нам на землю — у нас не было бы ни Братства, ни такой школы и сами бы мы очень мало понимали правду Божию…
Он говорил это в кратких словах, обещая завтра в церкви сказать подробнее.
Было уже довольно темно, когда в церкви началась всенощная; церковь наша вся была залита светом и заполнена народом — кроме обеих школ, нашей и женской и Братства, — в ней были многие из хуторян. Всенощная продолжалась довольно долго, так что из церкви мы вернулись часов в 8; на дворе стояла лунная морозная ночь. Школа приняла праздничный вид — коридор был ярко освещён, во всех классных комнатах также горели лампы, и свету было много. В столовой ещё заранее убрали длинный стол, составленный из нескольких, рядом поставленных столов, накрыли его чистой скатертью и поставили красивые хрустальные канделябры с зажжёнными свечами; этот стол потом стоял в продолжение всех святок. Вскоре мы собрались на ужин, с нами ужинал Николай Николаевич, братская семья и приехавший священник. Между прочим, скажу, что у нас соблюдается обычай приготовлять в этот вечер «кутью» и «взвар». Было уже поздно, когда наш ужин окончился, мы сейчас же собрались на молитву и через некоторое время легли спать. Прежде ужин обыкновенно бывал в доме Николая Николаевича, где после ужина играли в разные игры, а затем Николай Николаевич объяснял значение наступающего праздника и были молитвы.
Утром на Рождество встали мы довольно рано; начинало уже светать, по небу потянулись бледные полоски; было тихо, тепло; вообще день начинался очень хороший, особенно после предшествующих морозов. На утренние молитвы мы собрались ещё при лампе; прочитали молитвы и в конце пропели тропарь праздника, — потом, поздравив друг друга, разошлись. Вскоре к нам пришёл Николай Николаевич, и мы его поздравили; все были веселы, многие разговаривали между собою; хоры нашей и женской школы готовились к обедне. Часам к 9-ти с колокольни раздался благовест, и мы пошли в церковь. Церковь в этот день была совсем заполнена, все были в праздничных одеждах; обедня была очень торжественная — перед иконами везде горели свечи, и церковь была ярко освещена, всё облачение было белое, что придавало общей картине ещё более торжественный вид; хор наш пел. В конце обедни Николай Николаевич, как вчера и обещал, вышел говорить проповедь. Он был одет также в белый с золотым галуном стихарь. Говорил он очень подробно о значении пришествия на землю Христа Спасителя, говорил горячо и убедительно. Из церкви все мы прямо ушли к Николаю Николаевичу на дом. Всех было очень много, так что небольшая гостиная была совершенно заполнена присутствующими. Священник отслужил благодарственный молебен, мы приложились ко кресту и ещё раз поздравили друг друга с праздником.
Обедали тут же все мы в доме у Николая Николаевича. Через всю его столовую (а она довольно большая комната) поставили два длинных стола, за которыми все и поместились; за обедом шёл оживлённый разговор. После обеда некоторые, остававшиеся только до Рождества в школе, ушли к родным. Остальные же до 4-х часов ничем в особенности не занимались: одни бегали по пруду, другие гуляли возле школы, а некоторые рассматривали с Николаем Николаевичем и священником, остававшимся у нас до вечера, виды Египта и Палестины, Николай Николаевич рассказывал свои впечатления во время путешествия. Вечером же собрались на общее чтение и разделились на две части: более старшие вместе с Николаем Николаевичем прочитали несколько глав из его сочинения «Христианское мировоззрение», которое к этому времени было ещё неоконченным. Маленькие же с одним из учителей здесь же в доме Николая Николаевича в отдельной комнате читали одну из сказок Кота-Мурлыки «Базиль Гранжо»…
После чтения устроили игры; многие просили Николая Николаевича сыграть «камаринскую», обещая поплясать, но когда он заиграл, плясать вышло только двое, да и те, видя, что больше никто к ним не пристаёт, — скрылись в общей толпе; вообще, охотно мы пляшем только когда нет посторонних зрителей, а тут были родные Николая Николаевича, священник и воспитанницы женской школы; видя это, Николай Николаевич сыграл несколько серьёзных пьес, а сестра его, Ольга Николаевна, спела два стихотворения Хомякова, положенные Николаем Николаевичем на музыку. Музыка и пение произвели на всех самое отрадное впечатление… В конце вечера прочитали молитвы и разошлись. Второй и третий день Рождества мы провели как обыкновенное воскресенье; утром собирались к Николаю Николаевичу на беседы, во время которых он объяснял Второе послание апостола Петра, потом были молитвы, а вечером чтение и игры.
Остальное время до самого Нового года провели так же, как и до Рождества: до обеда занимались своими делами, а после обеда устраивали общее чтение и вечера проводили вместе».
Из воспоминаний Родиона Ефимовича Лелякова, около 1893 г.
Публикуется по: Христианская педагогика: вопреки невозможному. Воздвиженские школы Н.Н. Неплюева. М.: Свято-Филаретовский институт, 2023. С. 222-226. Ссылка на издание