Новости и статьи сайта о Н. Н. Неплюеве / Н. Н. Неплюев: опыт и наследие

Н. Неплюев и его связи с Московской духовной академией

В начале ХХ в. деятельность Н. Н. Неплюева, созданное им Крестовоздвиженское братство, были хорошо известны в академических кругах. Преподаватели и студенты совершали паломнические поездки в братство. Одну из таких поездок летом 1905 года описал в своём очерке «Живые души» профессор Московской духовной академии Михаил Михайлович Тареев1. Он сделал следующий вывод из этой поездки: «...по существу между задачами Братства и задачами богословской школы находится тесная связь и между нами должно быть живое общение. Здесь стремятся на практике осуществить то, что мы изучаем в теории, и дело Братства для нас полно интереса как один из опытов, без отношения к которым наша богословская наука является отвлечённою и схоластическою. Мы, богословы, должны внимательно изучать то, что здесь делается...»2.

В конце 1906 г. в стенах Московской духовной академии силами студентов было создано Пастырско-Просветительное Братство, членами которого были только воспитанники академии. По инициативе студентов академии, которую поддержал ректор еп. Евдоким (Мещерский), в академию был приглашён Н.Н. Неплюев.

С 25 по 31 января 1907 г. Николай Николаевич прочитал для преподавателей и студентов 7 лекций3, в которых изложил своё понимание жизни по вере, подробно рассказал о Крестовоздвиженском трудовом братстве, а также об обязанностях духовенства и мирян в деле духовного возрождения России. Он уделил особое внимание вопросам готовящегося Поместного собора и поделился идеей о создании Всероссийского братства и союза людей доброй воли. На эти лекции собралась вся академия – и студенты и профессора.

27 января члены Пастырско-Просветительного Братства пригласили Неплюева на своё собрание, где они продолжили обмениваться впечатлениями и обсуждать те острые вопросы, которые поставил Николай Николаевич в своих лекциях. Братчики увидели, что они выбирают «тот же самый путь широкой общественной деятельности во имя Христа, какой он уже проходил <…> путь кипучего дела, а не слова только»4. Для них было важно, чтобы он благословил их доброе начинание и дал некоторые практические указания. Членам Братства оказались близки темы, поднимаемые Н. Н. Неплюевым: соединение веры и жизни, объединение людей в братские союзы, христианское воспитание детей. Студенты во все время пребывания Николая Николаевича в академии стремились лично с ним поговорить с тем, чтобы «поучиться опытам христианской жизни и деятельности»5.
Журнал «Христианин» со статьями Н. Н. Неплюева и о его визите в МДА. Т. 1. Январь-апрель 1907 г.
Журнал «Христианин» со статьями Н. Н. Неплюева и о его визите в МДА. Т. 1. 1907 г.
Очень остро встал вопрос о благотворительности6, студенты просили разъяснить, что значит бессистемная благотворительность. О бессистемной благотворительности хорошо написал М. М. Тареев своём очерке «Живые души»: «Одни совсем успокаивают на ней свою по временам пробуждающуюся совесть; другие восторгаются ею, как одним из самых изящных проявлений цивилизации; третьи спорят о преимуществе того или другого вида ея; большинство подрывает к ней всякое уважение и доверие, делая из нее заурядное светское развлечение, модную игрушку, один из видов спорта для убивания времени <…> Эта бессистемная благотворительность только паллиатив, не подготовляющий лучшего будущего <…> Конечно, отсюда не следует, что не надо накормить голодного или облегчить страдания больного. Ведь это дела живой любви. Не надо только успокаиваться на той малой степени любви, при которой довольствуются бессистемной помощью тем немногим, которых видят, и ничего не делают для предупреждения безвинных страданий»7.

Проанализировав понятие системной или бессистемной благотворительности, в марте 1908 г., уже после кончины Николая Николаевича, студенты изменили свой подход к делам благотворительности. Например, студенты организовали систематическую помощь беднейшим людям Сергиева Посада, в результате чего около стен Лавры перестали собираться нищие, прося милостыню и подаяние.

Во время своего пребывания в академии Неплюев посетил школу «Союз детей». Школа была организована за месяц до его приезда силами студентов академии и начала свою регулярную деятельность. Как отметил организатор этой школы студент 2 курса священник Иоанн Васильев, одобрение и благословение опытного человека в начале такого дела всегда много значит. Он сказал: «Признание с Вашей стороны плодотворности деятельности «Союза детей» весьма ценно для нас»8.

Не остались равнодушными к приезду Н. Н. Неплюева и профессора академии. 4 февраля 1907 г. ректором академии еп. Евдокимом (Мещерским) был дан обед в честь Николая Николаевича. Вот как описывает своё впечатление о нем профессор Александр Дмитриевич Беляев: «На обеде были члены Правления, Глаголев, Тареев, Секретарь. Неплюев гладко, изящно, умно и находчиво говорит. Он холостой, лет 55, бодрый. На меня произвел самое приятное впечатление»9.

Личное знакомство с Неплюевым внесло большое оживление в жизнь Братства и оставило очень яркий след. Личность Николая Николаевича, его глубокая вера и знание христианского вероучения заставили студентов задуматься о своей вере, о своём знании христианского вероучения. С нотой покаяния от лица воспитанников академии студент А. В. Гаврилюк констатировал тот факт, что «мы, в течение 14 лет специально изучающие христианство, являемся в большинстве случаев индифферентными к христианской религии, скажу даже больше, иногда противниками и врагами христианства. Своими лекциями и своей личностью Вы пробудили в нас сознание этого. Своей глубокой верой и религиозной направленностью вы являетесь для нас укором. Я лично этого впечатления никогда не забуду»10.

Николай Николаевич был тронут и счастлив приёмом, который устроила ему Московская духовная академия. Он «был глубоко понят, ему было выражено полное сочувствие, а его детище – Братство нашло горячую любовь в добрых сердцах»11. Крестовоздвиженское братство, в свою очередь, с благодарностью отозвалось на этот радушный приём: «Никогда Братство не забудет этой духовной ласки, оказанной его дорогому Блюстителю Московскою духовною академией, и благодарные сердца наши с любовью будут молиться о ней»12.

Общение Пастырско-Просветительного Братства с Неплюевым продолжалось до самой его кончины. Известно, что он приезжал в гости к Братству в ноябре 1907 г. и делился с братчиками «своими заграничными впечатлениями и мыслями о религиозно-нравственном состоянии Запада»13, а также присылал поздравительные телеграммы на начало нового учебного года в академии. Академия приняла Николая Николаевича своим почётным членом, однако Святейший Синод эту инициативу не поддержал14. Узнав о кончине Неплюева в 1908 г., братчики поехали на его похороны в Воздвиженск, прочитали прощальные речи, возложили на его могилу венок от имени Пастырско-Просветительного Братства.

После кончины Н. Н. Неплюева связь академии и Крестовоздвиженского братства не прекратилась. На текущий момент известны поздравительные открытки и письма, которыми обменивались профессор МДА А. Д. Беляев и М. Н. Уманец, которая взяла на себя руководство Крестовоздвиженским братством15. Пастырско-Просветительское братство и школа «Союз детей» работали до закрытия академии в революционное время.

Автор: Елена Николаевна Ткачёва, исследователь жизни Н. Н. Неплюева

Cтатьи Н. Н. Неплюева, прочитанные студентам МДА и опубликованные в журнале «Христианин» переизданы в сборнике «Путь веры», который доступен в бумажном и электронном виде.
_________________________
1 Тареев М.М. Живые души: Очерки нравственных сил современной России: [Крестовоздвиженское Трудовое Братство]// Богословский вестник 1906. Т. 1. №4. С. 714, 720-728. Для справки: Московская духовная академия (МДА) — старейшее высшее учебное заведение Русской православной церкви, во времена Н. Н. Неплюева, как и сейчас, находится в Троице-Сергиевой лавре, занимается подготовкой священнослужителей, преподавателей, богословов и служащих для Русской православной церкви.
2 Тареев М.М. Живые души. Очерк нравственных сил современной России. Спб: Издательство П.П. Сойкина, 1905. С. 112.
3 См. Неплюев Н.Н. Путь веры. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. 2-е изд. М. : Межрегиональная общественная организация «Культурно-просветительский центр «Преображение», 2010. -256 с.
4 Концевич Н. Дорогой гость в Академии // Христианин. С.-Посад, 1907. Т. 1-5. С. 447.
5 Там же. С. 893.
6 Пастырско-просветительское братство при Московской духовной академии (первый год существования) // Сергиев Посад. Типография Св. Тр. Сергиевой Лавры. 1907 г. С.18.
7 Тареев М.М. Живые души: Очерки нравственных сил современной России: [Крестовоздвиженское Трудовое Братство] // Богословский вестник. 1906. Т1. №4. С. 720-728.
8 Концевич Н. Дорогой гость в академии // Христианин. С.-Посад, 1907. С. 895.
9 НИОР РГБ, Ф. 26. Электронный ресурс: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01010848355?page=19&rotate=0&theme=white, Л. 20, 21.
10 Концевич Н. Дорогой гость в академии // Христианин. С.-Посад, 1907. С. 892.
11 Член братства. Н.Н. Неплюев – «Подвижник земли русской» // Христианин. С.-Посад, 1908. Т. 1. С. 809.
12 Там же.
13 Пастырско-Просветительское Братство в 1907-1908 академическом году // Христианин. С.-Посад, 1909. С. 685.
14 Панкратов А.С. Ищущие Бога: Очерки современных религиозных исканий. Кн. 1. М.: Т-во "Скоропечатни А.А. Левенсон", 1911. С. 113.
15 Эти документы отложены в Отделе Рукописей РГБ, Ф. 26 – фонд Александра Дмитриевича Беляева.
Статьи