Соборность и солидарность в трудах Николая Неплюева
Опыт соборной церковной жизни и мирного общественного созидания, связанный с деятельностью выдающегося русского аристократа, основателя Крестовоздвиженского трудового братства и крестьянских школ Николая Неплюева (1851–1908), а также его предшественников, современников и последователей обсудили участники IV Всероссийской богословско-практической конференции «Неплюевские чтения», прошедшей в Свято-Филаретовском институте 20 января. Тема конференции – «“Объединение добрых сил на дело мирного созидания”: собирание народа Божьего и общественного союза в опыте Николая Неплюева и в современности».
«Личность Неплюева привлекает, она загадочна – её изучают, о ней пишут, хотя сколько её ни изучай, в ней есть тайна. Впрочем, для нас важна не только личность Николая Неплюева, но и его дело, которому он посвятил свою жизнь – это собирание братства, которое очень быстро привело его к идее создания Общероссийского братства и Партии мирного прогресса, то есть к выходу на общероссийский масштаб, – сказал, приветствуя участников конференции, ректор Свято-Филаретовского института кандидат педагогических наук Александр Копировский. – Меня лично очень привлекают два принципа, на которых он построил своё дело – это вера в Бога и любовь к России. Думаю, это то, чему стоит поучиться сегодня многим».
«Не может ни один живой человек не откликнуться на те задачи, которые ставил Николай Неплюев, ведь у нас должна быть ответственность за то, что было, есть и будет на нашей земле, если мы хотим стать настоящим русским народом и в Церкви видеть настоящий народ Божий. Надеюсь, что наша конференция для многих завершится желанием поставить в своей жизни определённые акценты на собирание добрых сил на дело мирного созидания», – сказал духовный попечитель Преображенского братства, основатель и первый ректор СФИ кандидат богословия священник Георгий Кочетков.
Конференцию открыл доклад научного руководителя Центра исследований русской мысли Института гуманитарных наук БФУ им. Иммануила Канта кандидата философских наук Андрея Тесли «Человек в философии славянофилов».
«Отдельной тематизации учения о человеке, не говоря уже о последующих вариантах философской антропологии, знакомых нам по XX веку, ещё нет в интеллектуальном пространстве славянофилов. Поэтому предложенный доклад носит характер реконструкции – очерка или эссе о славянофильском понимании человека», – сказал исследователь. «Речь идёт не о доктрине, а скорее о круге идей и, что не менее важно, духовных настроений и чувств», – заметил Андрей Тесля, начиная свою реконструкцию понимания человека в рассуждениях Ивана Киреевского, Алексея Хомякова, Константина Аксакова и Юрия Самарина.
На пленарном заседании также прозвучали доклады президента Благотворительного фонда «Жить вместе» Алексея Наумова («Русская идея Сигмы»), церковного историка, исследователя творчества Николая Неплюева Наталии Игнатович («Идея соборности во взглядах Николая Неплюева и в практике Крестовоздвиженского братства») и профессора СФИ и РГПУ им. А.И. Герцена доктора филологических наук Юлии Балакшиной («Собирание церковной общественности: от Неплюева к Преображенскому братству»).
Завершили программу историческая и экклезиологическая секции и научно-практическая лаборатория «Антропологические основания соборной и солидарной жизни» с участием исследователей и экспертов-практиков из разных сфер: социологов, историков, философов, церковных и общественных деятелей.
Комментарий председателя оргкомитета Чтений, декана факультета религиоведения СФИ, кандидата философских наук Маргариты Васильевны Шилкиной
Какие из выступлений Вам лично хотелось бы отметить?
Многие доклады мне были интересны своими темами. Мы предприняли попытку показать, как идеи Н.Н. Неплюева о собирании церковного народа и русского народа находили своё отражение и у тех, кто был его современником, и у его последователей. И с этой точки зрения мне был интересен доклад Алексея Наумова, президента Благотворительного фонда «Жить вместе», о русской идее собирания народа Сергея Николаевича Сыромятникова – русского журналиста, писателя, члена-учредителя «Русского собрания». И Юлии Балакшиной, доктора филологических наук, профессора СФИ и РГПУ им. А.И. Герцена, о собирании церковной общественности от Неплюева до Преображенского братства. Само понятие церковной общественности для нас ещё достаточно ново. Кто может от лица церкви говорить в обществе, включаться в решение общественных задач на христианских церковных основаниях, и главное – как это можно делать вместе, выявляя церковное сообщество таких людей.
И очень хочется назвать ещё один доклад – дебют молодого исследователя Дарьи Акимовой, студентки Строгановки, о соборном образе Церкви в иконах её отца, иконописца Андрея Акимова. Три его иконы «Учители общинно-братской жизни», «Собор миссионеров» и «Собор катехизаторов» показывают церковь как союз верных и служащих Христу людей – и в сане, и вне сана, и канонизированных святых (на иконе с нимбами), и неканонизированных (без нимбов), собранных не внешними признаками, а единством любви и верности.
Неожиданным мне показался подход Светланы Яшиной, сотрудника музейно-выставочного отдела Культурно-просветительского центра «Преображение», показавшей, как разные поколения семьи Самариных собирали вокруг себя дружеские круги служащих церковных людей прежде всего образом своего жертвенного служения Богу и Церкви.
И невозможно не упомянуть очень важный доклад Олега Глаголева, журналиста медиапроекта «Стол», который дерзнул поставить проблему отношений харизматического братства с церковной структурой. И во времена Н.Н. Неплюева, и сегодня – это одна из ключевых проблем, нерешённость которой мешает собирать церковный народ.
Темой Чтений было собирание живых сил, но пока что обсуждалось это собирание достаточно узким кругом. Какие пути расширения этого круга заинтересованных в теме людей Вы видите? И обсуждалось ли дальнейшее развитие тематики Чтений?
С одной стороны, тема действительно волнует сейчас многих живых думающих людей. Я могу об этом судить, например, по тому, что менее чем за 3 недели более 5700 просмотров видеозаписей всех заседаний конференции. И на самой конференции вопросов докладчикам было немало. Но с другой стороны, мы не случайно написали в анонсе Неплюевских чтений, что и сегодня единая задача собирания на нашей земле народа Божьего и русского народа стоит не менее актуально, чем она стояла во времена Неплюева. А он решение этой задачи считал христианской альтернативой революции.
Сегодня её невозможно решать только в интересных разговорах и обсуждениях, хотя просвещение в этом вопросе остро необходимо. И результатом этого просвещения должно стать возрождение в церкви общин и братств как нормы церковной жизни, возвращение братолюбия в наши семьи, рабочие и студенческие коллективы, в отношения с соседями и отношения между народами. Не случайно Неплюев призывал к созданию братств не только в церкви, но и в обществе, в экономике, в образовании. Русская идея сегодня – это братская идея.
И два возможных пути такого собирания – это собирание старших, тех, кто потом сам может кого-то собрать, и во-вторых, это собирание тех общин, союзов, кружков, групп, которые возникают сейчас хоть и медленно, но по всей стране. Премия «Жить вместе» хорошо показывает это. Люди начинают постепенно преодолевать страх перед общением, раздробленность и индивидуализм, начинают искать единомышленников и с ними вместе предпринимать усилия, чтобы жизнь на своей улице, в своём селе, в своём городе сделать лучше. Но если каждый из них останется внутри островка своего маленького дела, если они не увидят ничего дальше своей личной околицы, это будет тот же индивидуализм. Нужно знакомить их друг с другом, создавать пространство и время для собирания тех, кто уже в минимальном количестве собран. Они должны вместе найти, увидеть ту общую задачу, которая включает их конкретные дела и проекты, как общее включает в себя частное. Её нельзя придумать, её можно только открыть.
Поэтому мы хотим дальше провести несколько круглых столов по узкой теме. И в сентябре нам хотелось бы первый такой стол посвятить пророческому голосу о судьбе России Николая Неплюева и Николая Бердяева.
Источник: Кифа № 3 (319), март 2025 года Вопросы М. В. Шилкиной задавала Александра Колымагина