Новости и статьи сайта о Н. Н. Неплюеве / Н. Н. Неплюев: опыт и наследие

Семинар о взглядах еп. Макария (Опоцкого) и Н. Неплюева на устроение Церкви состоялся в Москве

Группы по изучению наследия Николая Николаевича Неплюева и епископа Макария (Опоцкого) 20 ноября 2024 года провели второй совместный семинар. Он был посвящен роли общин и братств в устроении жизни Церкви и рассмотрению взглядов епископа Макария и Николая Неплюева на служение мирян, церковное управление, старшинство в Церкви, границы Церкви и христианское свидетельство. Исследователи отметили, что основанием для такого служения, для ответственности мирян за устроение жизни в Церкви является просвещенная вера. Так, Ксения Комарова в своем докладе показала, что Николай Николаевич Неплюев считал, что христианин не может быть необразованным, он должен иметь сознательную веру и заботиться об устроении всех сфер жизни в согласии с верой.
Наталия Игнатович в своем сообщении привела слова Николая Неплюева: «В настоящее время до того забыто ответственное значение мирян в церкви, до того забыты и права и обязанности, соответственно тому нам принадлежащие, что каждый раз, когда говорят о нестроениях жизни церковной, это понимается как осуждение духовенства. Одно духовенство считают за церковь, на него одного и возлагают всю ответственность за все нестроения жизни на лоне церкви. Это тоже одно из наиболее ярких проявлений отсутствия церковного самосознания. Нисколько не только не отрицая, но и не умаляя ни значения, ни громадной ответственности в жизни церкви духовенства, я не могу не сознавать, не упраздняя самого понятия о церкви, что и мы, миряне, составляем очень важную и очень ответственную часть церкви, имеем в ней свои права, а следовательно, и свою ответственность» (Н. Н. Неплюев. «Вера и жизнь»).
Наталья Лазарева в докладе подчеркнула, что епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий) большое внимание уделял христианскому просвещению. Епископ Макарий составил катехизис в форме вопросов и ответов, он проповедовал на каждом богослужении, толкуя отрывки из Священного Писания, объясняя смысл праздников и их связь с жизнью, рассказывая о храме, о богослужебных предметах и облачениях. Что касается устроения Церкви, для владыки идеалом подлинного христианского сообщества являлась Апостольская церковь, где были «единое сердце», «душа единая», общность имуществ. Он считал своим долгом «воссоздание и обновление церковной жизни» по образцу Апостольской церкви, основание для Церкви в современный ему период епископ Макарий видел в созидании православных братств, «основанных на началах веры и любви к Богу и реального братолюбия». Он определял братство как духовную семью, собранную вокруг Христа с целью преображения ее членов в сынов Божиих. В своем сочинении «Образ Господа Иисуса Христа как Учителя» епископ Макарий (Опоцкий) писал: «Пастыри и учителя церкви в первую очередь должны быть «организаторами христиански-воспитывающих трудовых братств». На его убеждения значительно повлияло близкое знакомство с Николаем Неплюевым и опытом реально действовавшего Крестовоздвиженского трудового братства.
Семинар собрал около 50 участников очно и онлайн, прозвучали вопросы и многочисленные комментарии к докладам.

Текст и фото: Дeнис Кyдряшoв
2024-12-15 17:36 Новости