Вначале Николай Николаевич Неплюев сам окончил Петровскую сельскохозяйственную академию, что было совершенно не характерно для помещика, затем взял на воспитание 10 детей-сирот. Он сразу же столкнулся с вопросом – как воспитывать детей? Будучи студентом, он увлекался философией. Но, начав дело воспитания, он понял, что не может положить в основу воспитания ни одну из известных ему философских доктрин. И тогда он обратился к Библии. Перечитывая её, он пришёл к сознательной вере, убедился, что на евангельских основаниях можно строить жизнь. С этого момента он получил возможность с убеждением воспитывать других.
Основой Крестовоздвиженского братства были общины (или – братские семьи), в которые братчики объединялись по роду профессиональных занятий. Членству в общине каждого члена братства придавалось принципиальное значение: без обретения навыка любви к братьям и сёстрам своей христианской общины невозможно научиться любить братство и церковь .
Братская семья жила в одном доме, включая в себя как семейных, так и холостых членов братства. Семейные жили в отдельных комнатах, а холостые в общей. В братской семье был старший, решающий все вопросы общей жизни. Для уборки, работ на кухне и наблюдения за маленькими детьми во время рабочего дня было установлено дежурство. В определённое время община собиралась в столовой для общей молитвы и трапезы. Всего в 1900 году в братстве было 11 семей.
Крестовоздвиженское братство было построено на трёх основных моментах:
- Традиционное православие: храм, священник, посты, таинства;
- Современное экономическое хозяйство;
- Совместная собственность по типу апостольской Иерусалимской общины, описанной в Деяниях апостольских.
Важнейшим шагом для братства стало утверждение его Устава, которое в дальнейшем во многом определило стабильность существования братства. Обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев активно препятствовал его утверждению, говоря Неплюеву: «Если хотите послужить Богу, выстройте монастырь, примите монашество, и мы скоро сделаем вас епископом». Устав был утверждён императором Александром III в 1893 году благодаря ходатайству императрицы Марии Федоровны, к которой обратилась за помощью мать Неплюева, Александра Николаевна, в своё время бывшая фрейлиной у императрицы. 16 сентября 1894 года указом Александра III братство было наделено правами юридического лица. 8 октября 1894 года вышел Указ Синода об открытии Братства. 22 июля 1895 года состоялась торжественная церемония открытия Братства.
В Уставе братство зафиксировало основные цели своей жизни: христианское воспитание детей и религиозно-нравственное совершенствование взрослых через жизнь в христианской общине. Интересны также отдельные положения Устава. К примеру, строго оговаривалось членство в братстве: полноправные, приёмные, члены-соревнователи. Полноправные несли полную ответственность за все происходящее в братстве и определяли уклад жизни братства. Приёмные – братья, находящиеся на испытательном сроке; они не могли определять уклад жизни. Члены-соревнователи жили вне пределов братства, брали на себя обязательство помогать трудом, содействием христианскому воспитанию детей или материально. Разделение на категории членства определялось мерой взятой на себя ответственности за жизнь братства. Именно в той мере, в какой каждый член братства брал на себя ответственность за все происходящее в братстве, он и мог определять направление развития братства. По этой причине полноправных братьев всегда было немного, и именно они составляли братскую Думу, возглавляемую пожизненным блюстителем Н. Неплюевым. Так, в состав Думы в 1898 году входило всего 11 человек, в 1908 году – 19, в дальнейшем – 30. Дума определяла направление развития и все вопросы организации братской жизни, несла ответственность за экономическую и духовную жизнь братства.
Период жизни братства до кончины Н. Н. Неплюева отмечен трудностями как внешними (критика в печати, нападения со стороны окрестных крестьян), так и внутренними (критика Неплюева и Думы со стороны ряда братчиков). Внутренний кризис, пережитый братством в 1900 году, был связан с определением границ братства, а также с прояснением вопросов свободы и духовного старшинства. Основное содержание внутрибратской критики заключалось в недовольстве авторитетом Неплюева, несамостоятельностью братства и чрезмерно «строгой регламентацией религиозной жизни». Недовольство привело к открытому конфликту в апреле 1900 года, в результате которого были приняты руководящие правила жизни братства, часть «недовольных» ушла, прочие принесли покаяние. Основным содержанием печатной критики в этот период были авторитарность управления в братстве и отсутствие внешней благотворительности. Большей частью эта критика исходила от бывших членов братства, которые по тем или иным причинам покинули братство.
События первой русской революции 1905 года привели Неплюева к убеждению о необходимости создания Всероссийского братства, под которым он понимал сеть трудовых христианских общин по всей России. Однако попытки организации такого Всероссийского братства в Киеве (1906) и Петербурге (1907) потерпели неудачу.
После смерти Неплюева в 1908 году Крестовоздвиженское братство не прекратило своё существование. Обязанности блюстительницы взяла на себя М. Н. Уманец. Братство укреплялось экономически и возрастало численно. На Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1911 года братское имение было удостоено большой золотой медали. По данным черниговского историка В. В. Ткаченко, в 1912 году братство приобрело 20 000 десятин леса в Пермской губернии, открыло там свой филиал и наладило лесопереработку.
Центральным событием этого периода жизни братства стала Первая мировая война, во время которой братство организовало широкую благотворительную помощь армии, а само ещё более сплотилось. В 1914 году 77 братчиков были призваны на фронт, а в самом Братстве устроен лазарет, работавший в сети Красного креста. Трудное военное время оказало объединяющее влияние на братство и на углубление его духовной жизни.
После революции 1917 г. Крестовоздвиженское братство пыталось выжить в новых условиях. В 1919 г. оно стало называться «Первой украинской советской коммуной», оставаясь при этом христианским трудовым братством. В 1920 г. школы братства были преобразованы в советские, а братство было названо «рассадником толстовства». В 1923 г. братство переименовывается в сельскохозяйственную артель им. Октябрьской революции, в состав которой не были включены, как бывшие помещицы, сёстры Неплюева, Мария и Ольга. Артель состояла из 530 членов и имела 1748 гектаров обобществлённой земли.
Осенью 1924 г., незадолго до процесса над наиболее активными членами Крестовоздвиженского братства, в Воздвиженск приезжал еп. Стародубский Дамаскин (Цедрик), которому, по отзывам, очень понравилась жизнь общины. Он останавливался у о. Александра (Секундова), участвовал в богослужениях и молитвенных собраниях, произносил проповеди, общался со взрослыми и детьми.
В 1925 г. начался процесс над несколькими членами Крестовоздвиженского братства по обвинению в контрреволюции, экономических и уголовных преступлениях. В первую очередь в «преступной деятельности» обвинялись «бывшие члены думы». Им вменялась в вину эксплуатация труда «неполноправных братчиков и окружающих безземельных крестьян» и инвестирование «громадных сбережений» на «идеологическую обработку окружающей массы путём устройства великолепных храмов, церковных служб, содержания духовенства, издания специальной литературы и т.п.». Братство было признано «крупным коллективным помещиком», хозяйство которого было основано на «капиталистическом способе производства и присвоения».
Основной пункт обвинения заключался в покупке и хранении «оружия в количестве 200 винтовок и 4 пулемётов для борьбы с большевиками». Период 1917-1920 гг. на Украине – неспокойное и нестабильное время, постоянно менялась власть, шла гражданская война, сопровождавшаяся грабежами и разбоем. Действительно, братство приобрело 70 винтовок у немцев, оккупировавших территорию, и образовало отряд для защиты братства. Когда красные войска освободили оккупированную территорию, власти потребовали у населения сдать все оружие. Братство сдало только мелкое оружие – опасались репрессий со стороны властей, т.к. винтовки были новыми и их было много. Братья закопали их, чтобы они заржавели и стали негодными к использованию. Но среди членов братства нашлись четыре человека, предавшие братство и перешедшие на сторону большевиков. Кто-то из них и показал органам ГПУ место, где было закопано оружие. Это и стало ядром обвинения против братства.
30 октября 1925 г. пять членов Думы, в том числе и свящ. Александр (Секундов), и ещё трое братчиков были осуждены Выездной Сессией Верховного Суда и получили сроки от года до десяти с конфискацией имущества. В ноябре того же года из братства было выселено ещё 75 человек. В этот раз репрессированы были члены семей осуждённых, все члены Думы, а также сестры Неплюевы. Лишившись наиболее преданных братству людей, братство просуществовало ещё несколько лет. В 1929 году на Украине началась коллективизация, в процессе которой братство было окончательно уничтожено, а все братчики выселены из Воздвиженска и расселены по разным уголкам России.